Исследовательская работа с учениками
начальной школы
Организация
научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная
работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения
методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки,
желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных
наук.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной
деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного
мышления;
-
решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
-
навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных
наук.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на
ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а
затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Стимулирование
исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления
экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача
учителя.
Чтобы привить детям
начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них
следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения
понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить
эксперимент;
– делать выводы и
умозаключения;
– структурировать
материал;
- корректно
полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать,
защищать выдвинутую гипотезу.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием,
используем методы анкетирования и тестирования. Учитель – научный руководитель
в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «разглядеть
искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы
предполагаемого исследования, в определении круга проблем. Учитель поможет
юному исследователю с первых шагов понять научную и практическую значимость
работы по выбранной теме, использовать в дальнейшем как в прикладных целях, так
и в практическом плане.
Факторы успешности
исследовательской деятельности учащихся:
·
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом
работы;
·
добровольность выбора темы учащимся;
·
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения
исследования;
·
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической
исследовательской работой;
·
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся
родителей и педагогов школы,
·
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими
деятельности.
Модель работы с
одарёнными детьми на ступени начального образования
1. Индивидуальная работа, предусматривающая
деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания
(подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам
при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися
по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание
консультационной помощи).
2. Групповая форма (включает в себя работу над
совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы.
Сюда можно отнести
встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных
недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.
Исследовательские
работы, выполняемые учащимися:
- воспитывают
ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью,
образованию, кругу общения,
- учат самостоятельно
выбирать темы исследования, работать с источниками информации по выбранной
теме.
Концепция модернизации
казахстанского образования предполагает «ориентацию образования не только на
усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима
целенаправленная работа педагогов.
Процесс реализации
ученической исследовательской деятельности
Этап 1
– выявление способных
детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня
интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих
заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на
уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;
– анализ полученных
результатов;
– формирование
коррекционных групп;
– работа групп
(тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических
процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ
динамики изменений);
– мониторинг.
Этап 2
Выбор тем, постановка
проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа
научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях,
библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4
Оформление
обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете
информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской
работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для
обучающихся начальной школы.
Возможно Вас
заинтересует
"Учимся
изобретать", учебное пособие для учащихся школ
Рекомендуемая
литература
1. Исследовательская и
проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты.
Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель"
Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И.
Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя.
- Самара: Издательство "Учебная литература"
3. Савенков А.И.
Рабочая тетрадь для млаадших школьников.
4. Энциклопедия
вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.
5. Энциклопедия для
любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010.
|