П. Анализ структуры и организации урока.
Вопросы
для анализа:
1.
Соответствие структуры урока его цели и типу. 2.
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. 3. Целесообразность распределения времени по
этапам урока. 4. Рациональность использования оборудования кабинета.
5. Научная организация труда учителя и учащихся. 6. Организация начала и конца
урока. 7. Оптимальный темп ведения урока. 8. Наличие плана и степень его
выполнения.
Ш. Анализ
содержания урока.
Вопросы для анализа.
1.
Соответствие содержания урока требованиям стандарта.
2. Логичность изложения. 3. Доступность
изложения ( соответствует ли уровень и изложения материала учителем
уровню понимания содержания учениками). 4. Научность изложения (соответствует
ли уровень сложности изложения матери ала учителем уровню сложности изложения
содержания в учебнике). 5. Выделение ведущих
идей по данной теме. 6. Связь содержания урока с жизнью,
профессиональная направленность материала. 7. Связь содержания урока с
потребностями и интересами ученика. 8.
Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности,
познавательных интересов учащихся средствами самого урока.
1У. Анализ методики
проведения урока (деятельность учителя).
Вопросы для анализа:
1.
Правильность
отбора методов, приемов и средств
обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса;
возможностей самого учителя; учебно – материальной базы. 2. Разнообразие
методов и приемов, применяемых на уроке. 3. Формирование у учащихся новых понятий
( как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются
ли данные понятия для учащихся действительно новыми). 4. Актуализация опорных
знаний ( как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
5. Качественное освоение нового материала ( как определяется учителем качество
освоения). 6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО,
личностных особенностей учащихся).
7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся ( характер
тренировочных упражнений, виды
самостоятельных работ, степень сложности,
вариативность. индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др). 8. Педагогическая техника учителя: тепм речи, дикция, эмоциональность изложения, точность
использования специальный терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния
на учащихся.
У. Анализ
работы учащихся на уроке.
Вопросы для анализа:
1.
Активность и работоспособность учащихся на разных
этапах урока. 2. Интерес к теме урока. 2. Интерес к теме и уроку. 3. Владеют ли
учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
4. Выполнение учащимися единых требований ( есть ли требования учителя к
учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные
требования едиными для всех предметников
вашей школы). 5. Наличие навыков самоконтроля. 6. Качество знаний и умений
учащихся ( глубина, осознания и умения в различных ситуациях). 7. Умения
самостоятельно приобретать знания,
самостоятельность суждений. 8. Культур межличностных отношений. 9. Реакция на
оценку учителя.
У1. Анализ домашнего
задания.
Вопросы для анализа:
1.
Методы и приемы проверки домашнего задания. 2.
Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей
у учащихся. 3. Объем домашнего задания (чем определяется). Характер домашнего
задания ( тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий,
дифференцированный). 5. Посильность домашнего задания для всех учащихся. 6.
Подготовленность домашнего задания всем ходом урока. 7. Методика задавания на
дом, ( ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это
домашнее задание?»).
УП. Оценка
санитарно-гигиенических условий урока.
Вопросы для анализа:
1.
Классная доска ( форма, цвет, чистота. пригодность
для работы мелом, для закрепления наглядности). 2. Соответствие мебели возрасту
учащихся. 3. Уровень освещенности, чистота помещения. 4. Размещение учащихся в
учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья. 5. Приемы и методы работы
над осанкой учащихся. 6.Режим проветривания, проведение физкультминуток,
фрагментов релаксации, элементов аутотренинга. 7. Применение наглядности,
соответствующей нормам ( величина букв, их цвет, четкость написания). 8.
Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование
учителем в ходе учебного занятия. 9. Соблюдение правил охраны труда и техники
безопасности на соответствующих уроках.
YIII. Психологический анализ
урока ( проводится со школьным
психологом при наличии соответствующего образования).
Вопросы для анализа:
1.
Психологическое состояние учащихся перед началом
урока и в ходе его ( готовность к уроку,
собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на
занятии). 2. Развитие внимания, устойчивости, случаи отвлечения внимания. 3. Развитие и тренировка
памяти учащихся; как организация урока
способствовала развитию всех видов памяти ( механически-смысловой,
произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти
восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения. 4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций ,
использование заданий, формирующих
параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение,
конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития
творческого мышления. 5. Развитие воображения
учащихся через образную подачу материала школьниками. 6. Приемы
организации осмысленного восприятия в процессе обучения или весь расчет делался
на мыслительную деятельность. 8. Способствовал ли урок общему развитию личности
школьника и детского коллектива в целом. 9. Знание учителем возрастной
психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе
обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический так
учителя.
ОБЩИЕ
ВЫВОДЫ ПО УРОКУ
1. Оценка
самоанализа урока учителем.
2. Общая
оценка достижения поставленной на уроке цели.
3. Аргументированная
характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки.
4. Недостатки
урока. диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.
5. Рекомендации
по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков
повторного анализа.
Данные
наблюдений заносятся в «Журнал посещений» (желательно отдельно на каждого
учителя) или в «листок посещений» (см. Приложение № 2).
6. Содержательной
направленности – выделяют такие типы анализа: элементарный –
разложение сложного явления на части; структурный - исследование множества элементов и подструктур
сложной системы; функциональный - выявление отношений и зависимостей между
отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления; генетический - исследование причинной связи между явлениями и
их свойствами и др. Указанные типы анализа взаимодополняют друг друга в
процессе углубления познания одного и
того же явления.
7. Структурно – временной - оценка использования времени урока по каждому его этапу;
8. Комбинированный – оценка
( одновременная ) основной дидактической
цели урока и структурных элементов;
9. Дидактический - анализ основных дидактических категорий
(реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и
учения школьников, дидактическая
обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной
деятельностью учащихся и т.п.);
10. Комплексный - одновременный анализ дидактических,
психологических и других основ урока (
чаще всего системы уроков). При
определении системы работы учителя анализируются 34 урока по одной теме. (
В.И.Максимова).
продолжение следует!!!!
|